Аутодафе: особенности, цели, инквизиторы

Печать

Аутодафе – торжественная религиозная церемония, которая существовала в Средние века в Португалии и Испании. Она состояла из множества этапов, в том числе включала в себя следующие: процессия, богослужение, выступление проповедников, чтение приговоров еретикам, их публичное раскаяние в грехах. По сути, принято подразумевать под ауто-да-фе процедуру, которая подразумевает приведение в действие приговора над осужденным. Его прилюдно и публично сжигали на костре. Надо отличать эту процедуру от так называемого костра тщеславие, в котором сгорали исключительно неоживленные предметы – зеркала, книги и т.д.

По некоторым дошедшим до современников сведениям аутодафе – процедура, которая появилась в эпоху зарождения инквизиции. Ее зарождение пришлось на XIII век. Правда, распространение к ней пришло не сразу, а где-то в конце XV века. По сути, власти упивались тем, что делали на главных площадях городов. Они превращали наказание людей в массовое театрализованное ритуальное действо. Сохранились сведения о том, что на костре был сожжен богомил Василий в 1025 г. Впервые такую казнь придумал тогдашний император, поразившись своей истинной смелости. В Испании первое аутодафе пришлось на 1481 г, когда были сожжены на костре сразу шесть человек. Механизм был отточен до такой степени, что приносил, порой, немалую пользу для королевской казны.

Известен многим исследователям самый беспощадный инквизитор. Им является Торквемада. Он был настолько беспощаден, что благодаря ему ушли из жизни 8 тыс. человек (период 1483-1489 гг.). Инквизиция была распространена не только в Португалии и Испании, но и в испанских колониях в США. Практика приняла огромные размеры в XVI веке, и, сошла на нет в конце XVIII века. В Португалии аутодафе не носила столь массовый характер. Также сохранились сведения о проведении такой процедуры в Перу, Бразилии и Мексике.