Чем римская инквизиция отличается от испанской?

Печать

Ни для кого не секрет, что в свое время испанская инквизиция возникла как институт, который был создан монархами Испании без учета мнения Папы. Создавая ее, владыки стремились к выявлению врагов политического режима внутри этого заселенного разными народами государства. Они хотели взять под контроль не католиков – евреи, еретики, мусульмане. Дело в том, что монархи Испании хотели объединить народ на основе принадлежности к католической религии. Новый комитет должен был контролировать и устранять инакомыслие в массах. Между тем, Папа Римский был не согласен и осуждал методы инквизиции в Испании.

Как же дело обстояло с Конгрегацией Римской и Вселенской инквизиции? Точно известно, что его основание пришлось на 21 июля 1542 года. Его основал Папа Павел III.

Римская инквизиция исключала ситуации преследования представителей других вероисповеданий. Новый институт подразумевал защиту и сохранение католического учения. Власти опасались тогда, что идеи реформ распространятся на территорию Италии. Отталкивая от сказанного выше, становится понятным, что власти пытались выявить научные еретические и теологические идеи. Те, кто контролировал процесс, подчинялись Папе. От его имени осуществлял управление кардинал Д. П. Карафа. Он прославился на весь мир своей твердостью, а также неприятием каких-либо компромиссов. Пять других кардиналов оказывали ему всяческую помощь и поддержку. Все вместе они были Постоянной коллегией судей (самый главный судебный орган Церкви). Вынеся решение, никто не мог оспаривать, пересматривать или аннулировать его. Римская (в отличие от испанской) инквизиция исключала самодеятельность, как таковую. Все инквизиторы не могли действовать так, как им заблагорассудится. Папа прописал все нормы, в соответствие с которыми проводились процессы. Порядок был предопределен, не противоречил юридическим нормам, но предоставлял одинаковые права, как судьям, так и подозреваемым, без принижения достоинства.

Какие выводы сделал в свое время М. Хеземен (известный историк Церкви и консультант многих современных ведомств Ватикана)? По его словам, человек, оказавшийся в тюрьме инквизиции и подозреваемый в ереси, мог рассчитывать на стол и кровать. Он мог мыться, пользоваться полотенцами, рассчитывать на смену и одежды. Если у него были деньги, то он мог пригласить цирюльника. Когда подозреваемый в инквизиции человек жаловался на холод, он мог рассчитывать на получение бревен, которые впоследствии использовать для розжига костра в своей камере. Еретик мог признать, что его взгляды были ошибочными. В таком случае его освобождали, так как он попадал под амнистию. Он мог получить тюремный срок, но не такой большой, как без признания. Многие интересные факты о римской инквизиции изложил П. Годман (новозеландец Оксфорд). Документы о деятельности сохранились по сей день, и, хранятся в Ватикане.